МБОУ "Нижнекулойская средняя школа"
д. Урусовская, Вологодская область
  • Агроклассы

    Официальный сайт Департамента образования Вологодской области  - Агроклассы и лесные классы

                                                                                   https://depobr.gov35.ru/deyatelnost/agroklassy-i-lesnye-klassy/

    Телефоны "горячей линии"

    Информацию об организации  работы агроклассов в МБОУ "Нижнекулойская средняя школа" вы можете получить по телефонам:

    +7(81759) 33-1-83, +7(921)8327712 (Игнатьевская Татьяна Николаевна, директор школы)

    По вопросам поступления работает горячая линия Департамента образования —8(8172) 23-01-02 (доб. 2026, 2023) в рабочие дни с 8:00 до 17:00 час.

    С мыслями о будущем

    Каждый обучающийся рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Молодым людям порой недостает социального опыта, умения применять полученные знания в реальной жизни. Современным школьникам сложно определиться в выборе профессии. Для них вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь педагогов, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

    На современном этапе развития российского общества система профориентации молодежи требует качественного совершенствования. В одном из своих посланий Федеральному собранию Президент РФ Владимир Владимирович Путин уделил особое внимание работе по возрождению школьной профориентации, а также повышению привлекательности сельских территорий для жизни и работы.

    Вологодская область является аграрным регионом и развитие сельскохозяйственной отрасли вВерховажском мунципальном округе  – одно из приоритетных направлений. Таким образом, предпрофильная подготовка обучающихся в этом направлении является актуальной.

    Современное российское село значительно отличается от села, которое было десять лет назад. Оно находится на пороге серьезных преобразований и остро нуждается в притоке молодых, квалифицированных специалистов. Поэтому одной из важных задач нашей школы, находящейся в сельской местности, является вооружение учащихся максимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству.

    В целях создания необходимых условий для самоопределения обучающихся и осознанного выбора профессии, формирования интереса к аграрным профессиям, ознакомления с технологиями производства сельскохозяйственной продукции, получения необходимых знаний о назначении, сущности, перспективах развития аграрных профессий с 1 сентября 2024 года в МБОУ "Нижнекулойская средняя школа"  открылись 2 агрокласса. Учащиеся 6 и 8 классов  осваивают азы сельского хозяйства.

     В рамках программы врио Губернатора Вологодской области Георгия Филимонова «Стратегия 2.0» агроклассы оснащены необходимым в сельском хозяйстве оборудованием. 

     Школьники самостоятельно будут выращивать овощи на участке, учиться ухаживать за ними. На занятиях по животноводству старшеклассники узнают, как правильно лечить животных. Ученики будут заниматься агро-робототехникой, а о работе местного сельхозпредприятия СПК колхоз "Нижне-Кулое"  узнают во время экскурсий.

    Также в рамках организации профориентационной работы МБОУ "Нижнекулойская средняя школа" будет сотрудничать с БОУ СПО ВО "Тотемский политехничекий колледж" (филиал в с. Верховажье) и ФГ БОУ ВО "Вологодская молочнохозяйственная академия им. Н.В.Верещагина"

    Создание аграрных классов в МБОУ "Нижнекулойская средняя школа" – это инновационная форма работы с учащимися, объединяющая усилия педагогов школы, специалистов сельскохозяйственного предприятия  СПК колхоз "Нижне-Кулое", преподавателей Тотемского политехнического колледжа и Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им.Н.в.Верещагина.

    Программа агроклассов

    Программа  предусматривает проведение учебно-теоретических и практических занятий, профориентационных мероприятий, организацию экскурсий, подготовку и защиту исследовательских работ, проектов, бизнес-планов. Ребята познакомятся с основами сельского хозяйства, передовыми агротехнологиями и современной техникой. Получая первоначальные знания в сельскохозяйственной сфере, учащиеся лучше поймут значение аграрного образования и особенности работы, а также смогут спланировать свое профессиональное будущее по завершении обучения в колледже/университете, оценить перспективы трудоустройства.

    Оборудование

    В рамках заключенных контрактов в школу поступят:

    телевизор и 4 ноутбука, "Умная теплица", комплект лабораторного оборудования "Растения и их среда обитания", комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры»,  комплект учебно-лабораторного оборудования «Агроном-полевод», испытательный полигон, предназначенный для тестирования и испытания учебных робототехнических комплексов,  общеобразовательный конструктор для практического изучения принципов создания электронных устройств на основе электронных компонентов и программируемых контроллеров, интерактивный ветеринарный атлас, осадкометр, школьный автоматический улей, школьная метеостанция, стетоскоп, трихинеллоскоп

    Все оборудование должно поступить до 5 июля 2024 года.

    Прием в агроклассы

                                                           Начинается 20 июня 2024 года  и заканчивается 1 августа 2024 года

    Время приема заявлений (от родителей несовершеннолетних обучающихся)  - 10:00 -13:00 час (понедельник, среда, пятница), кабинет директора

    Ответственный за прием заявлений  - Киселева Ольга Александровна, заместитель директора по УВР

    Образовательная платформа "Агроклассы": для учителя, учащихся

    Документы

    Учителя агроклассов

    Жукова Надежда Николаевна.
    Учитель биологии, химии, физики
    Биология, Физика, Химия
    Киселева Ольга Александровна.
    Заместитель директора по УВР, учитель биологии , основ безопасности и защиты Родины
    Биология, Информатика, Музыка, Основы безопасности и защиты Родины (ОБиЗР)
    Шутова Зинаида Николаевна.
    Учитель географии и биологии
    Биология, География
    Могутова Светлана Дмитриевна.
    Учитель труда (технологии), истоков, родного (русского) языка, родной (русской) литературы
    Родная литература, Родной язык, Труд

    Новости, мероприятия

    Две професси в деревне сродни....
    19 сентября 2024, 05:48

    учителя и труженика сельского хозяйства. Проведя в день 6-7 уроков... работа учителя на этом не заканчивается. Придя домой после школьного дня она продолжается: нужно заполнить электронный журнал и обязательно зайти в ставший уже родным "Сферум", подготовиться на завтра к урокам и классному часу или "Разговорам о важном" или к какому другому мероприятию... Смотришь, а время уже приближается к началу следующего дня... Нет выходных в профессии учителя.. У тружеников в сельском хозяйстве работа не менее напряженная и ответственная. В периоды заготовительной и уборочной компаний день и ночь гудят трактора на полях хозяйства СПК колхоз "Нижне-Кулое"! Добросовестные, трудолюбивые, преданные своей деревне, своей профессии люди трудятся также без выходных, в дневное и ночное время. В этом вчера смогли убедиться учащиеся 10 класса. С Надеждой Николаевной Жуковой им удалось понаблюдать за работой механизаторов сельхозпредприятия. После уроков, в вечернее время они в сопровождении главного агронома колхоза Татьяны Лазур отправились на колхозные поля... Совсем недавно, четыре года назад нижнекулойские мальчишки и девчонки получали права на вождение трактора в школе. И первая борозда у них была, и первый вспаханный гектар… (как мы сожалеем о тех временах...) А вчера учащиеся 10 класса были лишь «гостями», экскурсантами на колхозных полях... Вечер… Тонковский Сергей Александрович , тракторист с огромным опытом, его трудовой стаж составляет почти 40 лет, поднимает зябь, используя 4-метровый оборотный плуг. Земля настолько высохла, что вслед за плугом летит пыль! Десятиклассник Даниил Брагин - в качестве «наблюдателя» в кабине огромной "машины". Татьяна Алексеевна Лазур, главный агроном СПК колхоз «Нижне-Кулое», рассказывает ребятам об удивительном явлении: летом пшеница «Сударыня» была скошена для получения зеленой массы, а сейчас она снова выросла – не просто отрастила стебель (что удивительно!), а дала семена (что еще более удивительно!) и созрела на 20 гектарах – сегодня ее будут убирать! Мечта Татьяны Алексеевны – чизельный плуг для обработки полей со стернёй. Чизельные плуги-глубокорыхлители используют для осенней безотвальной обработки почвы с углублением пахотного горизонта. Они разрушают плужную подошву, то есть переуплотненный слой почвы. Такой слой неизбежно возникает при обработке почвы плугами, культиваторами или дисками на одну и ту же глубину. По некоторым данным, недобор урожая на полях с проявлением плужной подошвы может составить до 30-40%. Чизельный плуг решает эту проблему. Долото плуга разбивает слежавшуюся землю. Это позволяет сохранить влагу, дать доступ воздуха - улучшить аэрацию почвы, а значит и повысить урожай. Учащиеся с большим интересом слушали рассказ главного агронома. Затем они побывали на клеверном поле, которое скашивает Макаровский Александр Валентинович, также один из механизаторов, который всю свою трудовую жизнь работает в хозяйстве. Кабина оборудована компьютером и единственная беда этого агрегата - «косы» - камни! Валы скошенного клевера сегодня будут подобраны и еще увеличат запас кормов для животноводческого комплекса. Далее участники экскурсии переехали к силосным траншем. Здесь работа уже закончена. Третий «курган», как называет Татьяна Алексеевна эти хранилища кормов для коровушек, практически завершен. Качеством трамбования и тем, что силосная масса холодная (значит, сухая) она осталась довольна. И закончилась вечерняя "прогулка" наших старшеклассников и Надежды Николаевны на зерносушильном комплексе (зернотоке). Татьяна Алексеевна проверила влажность семян клевера, только что убранных с семенников – 26,4 %, значит, придется эти семена рассыпать тонким слоем в магазее и постоянно их перелопачивая, подсушивать до определенной кондиции. Солнце уже село, а работа агронома все еще продолжалась... Да, долог день в деревне! Старшеклассники смогли убедиться, что труд в сельском хозяйстве нелегкий, но очень нужный! Еще раз говорим "Огромное спасибо"! Татьяне Лазур за отзывчивость, помощь в организации работы агроклассов и интересную экскурсию. Ну а нашей никогда неустающей Надежде Николаевне низкий поклон!
    Что за наука "фенология".
    23 сентября 2024, 20:25

    "Осенью, когда листья опадают, а небо становится особенно чистым и прозрачным, звезды выглядывают из-за туч, словно говоря: "Ну, наконец-то мы можем показать себя во всей красе!" А мы в это время сидим у камина с чашкой горячего чая и наслаждаемся звездным шоу, которое нам устраивает осень...." А знаете ли вы, что такое фенология? А вот у шестиклассников ведется такой курс, который рассказывает о сезонных явлениях природы, сроках их наступления, причинах и т.д. В рамках реализации проекта "Агроклассы Вологодской области" на занятиях курса "Агрофенология" с Зинаидой Николаевной Шутовой дети узнают много интересного.
    "Хлеб - батюшка, земля- матушка": агроклассы за работой.
    26 сентября 2024, 15:50

    Что такое жито? Какой хлеб считается национальным русским хлебом? Что добавляют в пряничное тесто? Какие злаки используют для выпечки хлеба? Что такое «вареный» и «ситный» хлеб? Вчера, 23 сентября, учащиеся агроклассов отвечали на эти и другие вопросы викторины по теме «Хлеб - батюшка, земля - матушка», а затем выполняли практическое задание по идентификации круп (каш) и зерновых культур, из зерен которых эти крупы изготовлены, а также нужно было визуально определить злаки, выращиваемые в СПК «Колхоз «Нижне-Кулое» - овес «Лев», ячмень «Надежный» и «Владимир», пшеницу «Сударыня». Также вчера учащиеся 8 класса побывали на экскурсии на колхозном поле, собрали с поля за Крестиком сорные растения (более 30 видов) для их определения. Кстати, эти поля: «Крестишное» и «Каменуха» заправляются органическими удобрениями по полной программе для пробного выращивания кукурузы, чем планируют труженики колхоза заняться на следующий год.
    Готовь сани — летом, телегу — зимой, а о семенах заботься круглый год!.
    26 сентября 2024, 15:53

    Сегодня, 24 сентября, учащиеся а8 и 9 классов по программе агроклассов присутствовали при работе семенной инспекции (Филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Вологодской области), которая осуществляла забор семян зерновых культур на зерносушильном комплексе СПК колхоз "Нижне -Кулое". Представитель инспекции Коротаевская Надежда Ивановна познакомила ребят с технологией отбора проб зерна из мешков и закромов, показала, как работать с разными щупами и даже разрешила попробовать самим: легко ли это, забрать семена с нижней части отсека. Анализ семенного материала на влажность, засоренность, наличие вредителей и болезней будет происходить уже в Верховажье в лаборатории (туда мы тоже вскоре заглянем). Верховажские семена 2023 года были лучшими за последнее время. Наверняка, семена этого года будут еще лучше! После проверки сертификат качества будет выдан на 4 месяца, а в январе семена снова будут взяты на экспертизу, в том числе проверены на всхожесть - один полевой сезон закончился, пора готовиться к следующему! Как всегда, наши старшеклассники узнали опять много нового и интересного!
    Определить, значит, «знать врага в лицо»!.
    26 сентября 2024, 15:57

    Зачем вчера восьмиклассники насобирали корзину сорняков? – Для того, чтобы на занятии "АгроМира"научиться их определять и ... распознавать! Можно пойти традиционным путем с использованием проверенных источников информации – определителей на бумажной основе. У нас есть определитель сорно-полевых растений с цветными иллюстрациями, подаренный агрономом Вологодского района! А можно воспользоваться нейросетью, загрузив фотографию растения. Вот только результатами надо пользоваться осторожно: то Интернет люцерну назвал снытью, то василек синий – незабудкой… А вот сегодня на занятиях и восьмиклассники, и шестиклассники точно узнали, как определять сорные растения с помощью... Надежды Николаевны Жуковой. И даже уже классные руководители заинтересовались работой наших агроклассов. А для родителей в середине октября будет проводиться День открытых дверей "Агроклассы Нижнекулойской -2024", о чем мы обязательно сообщим!
    Удивительное... рядом... у нас, в Верховажском округе или путешествие агроклассов.
    26 сентября 2024, 20:49

    Сегодня в рамках реализации программ агроклассов учащиеся 5, 9, 10, 11 классов с учителями Надеждой Николаевной Жуковой и Татьяной Николаевной Игнатьевской совершили выезд в районный центр (или окружной?). Сначала мы побывали в гостях в хозяйстве Вениамина Александровича Бределева в д.Боровина. (Рассказ об этом интересном человеке будет отдельным материалом). Мы "познакомились" с жеребенком по кличке "Малыш", с удивительно красивой пепельно-серой лошадью Дымкой, а еще увидели в загонах бычков и козочек коричневого цвета, а в стороне от дома - ульи. Вениамин Александрович рассказал нам о своем рабочем дне, который у него начинается раньше пяти утра и заканчивается в 11 -ть... почти уже ночи... Труд- основа всей нашей жизни. На примере хозяйства этого человека можно убедиться, что труд на земле - благородное дело. И хозяин гостеприимного дома призвал детей оставаться на своей родной земле.
    Занятие агроклассов ... в районном магазине "Ваша дача".
    26 сентября 2024, 20:51

    Вторая часть нашего сегодняшнего путешествия в Верховажье прошла … в магазине «Ваша дача» с. Верховажье. Перед этим Надежда Николаевна Жукова дала задание учащимся. Каждый должен был выполнить практическое задание: выступить в роли продавца-консультанта и помочь «придирчивому» покупателю по его запросам найти все «продукты» для выращивания растений: *Средства для борьбы с паутинным клещиком, тлей, крестоцветной блошкой, яблонным цветоедом, капустницей; *Стимуляторы роста корней для рассады, черенков; *Комплексные удобрения с микроэлементами; *Удобрения для осенней подкормки клубники, многолетних цветочных культур; *Грунт для рассады, комнатных растений; *Сидераты («зеленые» удобрения, разрыхлители почвы, уничтожители сорняков) после огурцов, лука, картофеля; *Средства против вершинной гнили томатов и других болезней; *Средства для уменьшения кислотности почв, особенно глинистых, для известкования; *Цветочные горшки, кашпо для кабинета биологии; *Инвентарь для выращивания рассады; *Средства для выгонки луковичных культур; *Инвентарь для борьбы с сорняками; *Средства для обработки теплицы; *Средства для компостирования… Можно было воспользоваться очень грамотной консультацией Юлии Николаевны, продавца магазина, которая отвечала на все вопросы, или самому «погулять» по магазину и найти все необходимое. Лучшим «продавцом-консультантом» стал Кононов Владимир, который так убедительно рассказывал о преимуществах кашпо перед горшками с поддонами, что устоять и не купить их было невозможно! Учащиеся высказали и некоторые предложения по маркетингу: желательно было бы расширить площадь магазина, чтобы он стал просторнее, поставить столик с креслами для отдыха пожилых людей, сделать отделы и разместить указатели, ввести ежедневную рекламу какого-либо продукта магазина и желательно со скидкой… В итоге, учащиеся с большой пользой провели целый час в красивом, нужном и даже необходимом магазине! Огромная благодарность Юлии Николаевне и Яне Геннадьевне за уникальную возможность выполнить профессиональную пробу – пусть ненадолго, пусть на один миг ощутить себя продавцом!
    "Летом она изумрудная, осенью - золотая, зимой - бриллиантовая....".
    30 сентября 2024, 19:59

    А на самом деле она всегда черная… О чем же идет речь? А речь идет о почве. Сегодня занятие в агроклассе у учащихся 11 класса было посвящено этому "чуду природы", и провели они его опять на полях сельхозпредприятия. У нас почва в полях не черная, а подзолистая, т.е. цвета золы - серая. Когда Надежда Николаевна Жукова с учащимися рассматривали карты СПК «Колхоз «Нижне-Кулое», на них были цифры, обозначающие наличие органического вещества, фосфора и калия, а также кислотность почв на каждом поле. А сегодня они узнали ответ на вопрос о том, каким образом были получены эти цифры. Татьяна Алексеевна Лазур, главный агроном хозяйства, сначала показала, как реализуется на практике пословица о земле: «Чем больше в неё вкладываешь, тем больше она отдает». На поле за Крестиком идет запахивание навоза под будущую кукурузу. И хотя жидкое удобрение внесено почти сплошными полосами, его еще будет крайне недостаточно для этой привередливой южной культуры – потребуется и мочевина, и комплексные удобрения! Вспашку производит Макаровский Александр Валентинович. Борозды у него получаются такие ровные, что хоть линейку прикладывай, в чем успела убедиться Александра Пятовская, находясь в кабине трактора. Если климатические условия этого лета были идеальны для культур, то пахоту они очень затрудняют: земля даже после дождя настолько сухая, что стальные лемеха стачиваются за два дня… Затем переехали за Дуравинскую, где на поле в 10,9 га на двух контурах 336 и 337 начальник отдела мониторинга почв Агрохимцентра «Вологодский» Молчанов Сергей Викторович показал, как производится забор почвы. Для этого через каждые 100 м с помощью бура, произведенного еще в ГДР, он забирал землю, ссыпал ее через изготовленный вручную «коробок с язычком» в матерчатый мешочек и приклеивал этикетку. Эта почва будет в лаборатории высушена, измельчена на мельнице и с помощью определенных методик в ней будут определены: количество фосфора, калия, микроэлементов (бор, цинк, марганец, медь), гумуса, тяжелых металлов, пестицидов; кислотность. Вологодская зональная лаборатория существует с 1964 года, а сейчас она превратилась в современный проектно-изыскательский центр с хорошей материально-технической базой, высококвалифицированными кадрами (82 человека имеют высшее образование, 3 человека – техническое образование). По итогам агрохимического исследования картографической лабораторией будут изготовлены бумажные и электронные карты почв нашего хозяйства. Легко ли проводить полевые исследования - сегодня одиннадцатиклассники Александра и Владимир смогли убедиться на практике. Оказалось, что быть химиком – очень интересно! Информация и фото Жуковой Надежды Николаевны
    В мире старинных загадок о земледелии.
    15 октября 2024, 18:28

    В рамках Недели народных традиций и реализации курса "Агромир" вчера, 14 октября, Надежда Николаевна Жукова провела для учащихся 6, 8, 11 классов увлекательное занятие. Учащиеся решали «очень трудные задачи» - пытались проникнуть в мир старинных загадок о земледелии. «Сутуленький, маленький, горбатенький, по полю свищет, а домой прибежит - всю зиму пролежит», «Сутул, горбат, на перед покляп. Все поле облесует, домой придет, по щелям пойдет» - каждый из учеников 6, 8, 11 классов получил подобную загадку о серпе, но не каждый на них правильно ответил… Современному молодому человеку трудно понять, что «Стоит дивчинка - сама былинка, в простой одежке, в ушах - сережки» - это не про девушку и украшение, а про …овёс! «Сама длинная, нос длинный, а ручки маленькие», это не про комара, а про… косу! Темы загадок отражали повседневную жизнь человека, его знания о мире: это земля и небо, тепло и свет, пища и питье, люди и строение их тела. Из загадок о домашних животных большинство связаны с коровой, главной кормилицей крестьянской семьи: «Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла». Загадки рассказывают об устройстве старинной русской избы, в которой все было продумано до мелочей. Существовали загадки практически про каждый бытовой предмет и мельчайшие подробности домашней обстановки. Крестьяне придумывали загадки не только про жилище, но и про двор и огород. По ним можно было понять, что ели в будни и в праздничные дни. Существовали загадки практически про все культуры, которые выращивали крестьяне. Про овощи, похожие по строению, могла использоваться одна загадка: «Сверху зелено, посередь толсто, к концу востро». Отразился в загадках и крестьянский труд и орудия труда, в том числе, земледельца. Существовали загадки о сохе, серпе, косе, пиле, топоре. Учащиеся не смогли определить пчелу по загадке: «Маленькая собачка, не лает, не бает, а больно кусает», лен-кудряш и лен-долгунец по загадке: «Короткий - с масляной кашкой, длинный - с тонкой рубашкой»… и ушли с занятия «не очень довольные своими знаниями»: многие старинные загадки их запутали, и тайны свои лишь чуть-чуть приоткрыли.
    Путь зерна -3.
    15 октября 2024, 18:43

    В сентябре на занятиях АгроМира мы уже путешествовали с зернышком от поля до кормоцеха. Путь дробленого зерна еще не закончился, он продолжился до паточного цеха на ферме. Еще полгода назад в качестве кормовой добавки использовалась меласса - кормовая патока. Сиропообразная жидкость тёмно-бурого цвета со специфическим запахом является побочным продуктом сахарного производства. Содержит до 60 % неизвлечённых углеводов. Является хорошей добавкой для сдабривания грубых и концентрированных кормов. При гранулировании кормов её используют как связывающий ингредиент. Является ценным сырьём и для биотехнологических производств. Из мелассы путём её сбраживания получают: при анаэробном брожении - этиловый спирт (что подтверждает кустарное производство паточного самогона в домашних условиях в прошлом некоторыми кулоянами), молочную, масляную, пропионовую и другие кислоты; при аэробном брожении - глюконовую, лимонную, фумаровую, щавелевую и уксусную кислоты. По мнению главного зоотехника СПК «Колхоз «Нижнекулое» Кулешовой Татьяны Павловны недостатком мелассы было большое количество микотоксинов - плесневые грибы выделяют яды, что для животных, особенно телят, небезопасно. Принято было решение наладить производство патоки из собственного зерна. Наибольшее количество сахаров (глюкозы) получается из пшеницы - 190 г/кг и из ржи - 170-180 г/кг, наименьшее количество глюкозы получается из ячменя - 110 г/кг. Дробленую пшеницу заливают горячей водой (60-700), добавляют консерванты, мел и ферменты, которые при непрерывном перемешивании разрушают зерновые и клеточные оболочки, начинается процесс ферментации, подобный тому, что происходит у каждого из нас в ротовой полости: крахмал под действием ферментов превращается в глюкозу. Прошло уже два часа, как же определить, готова ли патока? Для этого используется рефрактометр - прибор, знакомый по определению пчеловодами сахара в мёде. К этому времени трактор привозит силос, сено, комбикорм, всё заливается патокой - получается «мешанка», к которой добавляют еще и глицерин (коровы считают его «сладким десертом»), чтобы молоко получалось жирнее. Кулойское молоко вместо стандартной жирности 3,4 имеет жирность 4,6, что также повышает качество молока. Раз в месяц определяется усвояемость кормов – на решете после промывки навоза водой зерна (корма) почти не остается - он полностью переваривается. Вот и закончился длинный-предлинный путь зерна: от поля - до коровы: оно превратилось в МОЛОКО! Благодарим Татьяну Павловну за интересную экскурсию!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie