Проблема выбора профессии является одной из главных в жизни каждого человека. Особо значимым является приобретение учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях, формирование умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.
Школа как важнейший функциональный элемент государства отражает состояние и тенденции развития общества и определяет его будущее. Ориентация обучающихся на профессиональный труд и выбор своего профессионального пути выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Роль профориентации приобретает в настоящее время особую актуальность и значимость, так как:
Во-первых, мир профессий стал более дифференцирован, чрезвычайно динамичен и изменчив, количество вузов и направлений работы увеличилось в разы. Ежегодно появляется около 500 новых профессий, многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
Во-вторых, на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными. Социологи считают, что для многих молодых людей реальностью станет не просто смена мест работы, но и смена профессии 5-6 раз в течение жизни. Следовательно, профессиональный выбор стало делать все сложнее, соответственно, актуальность профориентационной помощи в этом - возросла.