Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ "Нижнекулойская средняя школа" осуществляется на основании закона РФ № 120 – ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В соответствии с ФЗ образовательная организация: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей.
Федеральный закон от 24.07. 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Конвенция ООН о правах ребёнка— международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в образовательной организации организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы. Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, внутришкольном учете.
Цели профилактической работы:
*защита жизни и здоровья детей;
*профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
*пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
*пропаганда культурно-семейных ценностей;
*оказание учащимся помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.
Задачи:
*создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
*обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
*организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
*повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
*координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
*сотрудничество с организациями и службами с.Нижне-Кулое, Верховажского мунципального округа по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
*осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.
Принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:
*законности
*демократизма
* гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней
* индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации
* обеспечения ответственности должностных лиц
* комплексности
*дифференцированности
*многоаспектности
*последовательности
*ценностный подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.
Нормативно-правовая база деятельности ОО по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенолетних
1. Устав МБОУ "Нижнекулойская средняя школа"
2. Локальные акты:
*«О Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних»,
*«О порядке учета семей и учащихся, находящихся в социально опасном положении».
Планирование работы
Профилактическая работа планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей. Деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях, с использованием активных форм и методов работы.
*План воспитательной работы школы, планы работы классных руководителей, план работы педагога-психолога содержат раздел «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся»
*План работы Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности
*План работы с семьями и учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации
Формы работы
В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют формы работы:
*выявление семей, находящихся в социально-опасном положении
* рейды по неблагополучным семьям
*деятельность Совета профилактики школы
*организация родительского лектория
*индивидуальные беседы с учащимися, родителями /законными представителями/
*работа с документами
*диагностика
*индивидуальные и групповые консультации;
*проведение и организации мероприятий по профориентации
*родительские собрания («О повышении ответственности родителей за воспитание детей»), общешкольные собрания с участием членов КДН, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики
*организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении
*оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи
*организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении